22 апреля 2021 года состоялось методическое объединение тифлопедагогов: семинар «Использование объектов неживой природы в работе с детьми с нарушением зрения».
Ознакомление с природой детей с особенностями психофизического развития занимает одно из ведущих мест в современной коррекционной педагогике. Для дошкольников с особенностями развития характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивной деятельности, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира, трудности актуализации в речи имеющихся знаний. Недоразвитие познавательной деятельности, трудности в овладении опытом и проблемы адаптации в окружающем мире отрицательно сказываются на общем уровне психического развития и готовности детей к школе. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований доказывают, что формирование знаний о живой и неживой природе у дошкольников с особенностями развития протекает в особых условиях, связанных с патологией развития (Р. А.Афанасьева, В. С. Изотова, Е. М.Калинина). Выделены как общие особенности усвоения природоведческих знаний, характерные для разных категорий детей, так и специфические, характерные только для отдельных категорий детей.
Детям сложно самостоятельно организовать игровую деятельность с объектами неживой природы: они затрудняются лепить, переливать воду, пускать кораблики, строить город из песка и т. п. Всему этому их необходимо научить.
По итогам методического объединения рекомендуется при планировании занятий по ознакомлению дошкольников с нарушениями зрения с неживой природой необходимо:
-систематически проводить целевые прогулки, экскурсии, занятия по ознакомлению с неживой природой;
-адаптировать методику работы с нормально видящими детьми в работу с детьми с нарушениями зрения;
-уделять достаточное внимание рассмотрению и изучению таких значимых для повседневной практики объектов и явлений неживой природы, как камни, ветер.
На участке необходимо иметь песочницы для игр с песком, приспособления для проведения игр с водой, глиной (особенно в теплый период года).
Целесообразно использовать объекты неживой природы, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Игры с песком, с водой, со снегом — это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Дети в процессе игры определяют цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов.
Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным. Кроме того, объекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий.
Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.