Требования государственного стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает:
- осмысление учащимися цели чтения;
- осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью;
- овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации.
Важнейшим положением стандарта является снятие жестких нормативных требований к скорости чтения (количеству слов, прочитанных за минуту) и усиление внимания к осознанности чтения, предполагающего уяснение учащимся при чтении фактического содержания и общего смысла читаемого текста.
При этом такой показатель, как скорость чтения вслух, который недавно считался основным, приобретает второстепенное значение, подчиняется смысловой стороне навыка чтения. Стандарт рекомендует пользоваться установкой на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст, и на постепенное наращивание скорости.
Для проверки техники чтения как альтернативу чтения на бумажном носителе учителя используют Программу «Проверка скорости чтения». Автор программы Зубрин С. В.
Программа построена таким образом, что ученик сам отмечает готовность к чтению нажатием клавиши, читает весь текст, а компьютер по окончании чтения всего текста выдаёт результат скорости чтения ученика после нажатия клавиши. Таким образом, ученик сам регулирует начало и конец чтения, а значит, снимается главный вопрос – вопрос психологического состояния школьника во время проверки техники чтения. Кроме этого, данная программа значительно экономит время проверки скорости чтения, если надо замерить изменение в скорости чтения по истечении периода времени. Тексты подобраны для 1, 2, 3, 4 классов на начало года, середину и конец года. Также компьютерную программу проверки техники чтения можно использовать как тренировочные упражнения, для самозамеров.