Ход урока

Презентация

Рекомендации по подготовке к монологическому высказыванию «Повествование на основе жизненного опыта»

О.Г. Павишко, учитель МОУ СШ № 4, методист МОУ "ГЦРО"

Биография и творчество Ивана Тургенева в новом авторском фильме Бориса Ланина из цикла Уроки литературы. Автор и ведущий: Борис Ланин. Доктор филологических наук, литературовед, автор линии УМК по литературе для 5 - 11 классов.

Монологическое высказывание. Описание фотографии

О.Г. Павишко, учитель МОУ СШ № 4, методист МОУ "ГЦРО"

Автор: Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 36 г. Ярославля

Уроки словесности: коммуникативные возможности

Статья посвящена вопросам организации учебного диалога на уроках словесности.

Обращение к языку в связи с литературным произведением повышает учебную и коммуникативную мотивацию: заставляет соотносить содержание и форму, задавать и задаваться вопросами, искать на них ответы во вспомогательных источниках, в диалоге с другими людьми, в том числе авторами и критиками, создавать собственные тексты на основе прочитанного. Коммуникативный потенциал интегрированных уроков русского языка и литературы несколько выше, чем обычных уроков, поскольку прежде всего такие уроки акцентируют внимание школьников на теснейшей взаимосвязи языка и речи, создают особые условия для изучения родного языка и отечественной литературы, способствуют формированию языковой личности каждого учащегося.

Формирование коммуникативной компетентности на интегрированных уроках.

Презентация представляет опыт работы учителя согласно технологии учебного диалога, которая позволяет продуктивно формировать у школьников коммуникативные компетенции. В качестве примера приводится материал интегрированного урока «МХК и литературы в 11 классе «Образ незнакомки в мировой культуре», а также комментарии к уроку: формы организации деятельности школьников на разных этапах урока (коммуникативные УУД).

Комплекс диалоговых методов и приемов в технологии учебного диалога

В статье представлен комплекс диалоговых методов и приемов, позволяющих эффективно организовать учебный диалог и, в конечном итоге, сформировать единое коммуникативное пространство обучающей системы. Данные материалы могут быть интересны учителям, осваивающим основы деятельностного подхода к обучению (в контексте ФГОС).

Литературное образование школьников предполагает не только изучение программных произведений, но и знакомство с современной подростковой литературой. Презентация «Организация детского чтения в основной школе» поможет учителям выбрать книги известных российских и зарубежных авторов для детей 11-14 лет. Материал содержит также примерные темы сочинений, которые могут быть предложены учащимся 5-6 классов.

Синотина Е.В., заместитель директора, учитель русского языка и литературы средней школы № 36 г. Ярославля, методист МОУ "ГЦРО"

Актуальной проблемой современного школьного образования является проблема достижения и контроля планируемых образовательных результатов по русскому языку и литературе. Материалы презентации «Контроль и оценка предметных результатов по литературе в 5-6 классах» содержат рекомендации по использованию различных видов и форм диагностических работ по литературе: тесты, сочинения, проектные и исследовательские задания. Это поможет учителю спланировать тематический контроль на весь год обучения в 5 классе от входного контроля до итогового.

Методический опыт был апробирован в средней школе № 36, представлен на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы г. Ярославля.

Е.В.Синотина, заместитель директора, учитель русского языка и литературы средней школы № 36 г. Ярославля, методист МОУ "ГЦРО"

Организационное, нормативное, научное, методическое сопровождение освоения  учебников русского языка Л.М.Рыбченковой (5-9 классы).

Организационное, нормативное, научное, методическое сопровождение освоения учебников литературы И.Н.Сухих (5-9 классы).

Обоснование необходимости проекта

Муниципальный проект «Учебник – Учитель – Ученик: освоение новых УМК по русскому языку и литературе» является составной частью регионального проекта «Учёный – Учебник – Учитель – Ученик: апробация новых УМК по русскому языку и литературе».

Одним из актуальных вопросов на этапе перехода на ФГОС становится вопрос о реализации системно-деятельностного подхода в обучении для достижения новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Очевидно, что выполнение этих требований возможно при условии правильного выбора методик и средств обучения.

Муниципальный проект «Учебник – Учитель – Ученик» разработан для освоения содержания УМК по русскому языку Л.М.Рыбченковой и УМК по литературе И.Н.Сухих в образовательных учреждениях г.Ярославля.