Автор: Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 36 г. Ярославля
Уроки словесности: коммуникативные возможности
Статья посвящена вопросам организации учебного диалога на уроках словесности.
Обращение к языку в связи с литературным произведением повышает учебную и коммуникативную мотивацию: заставляет соотносить содержание и форму, задавать и задаваться вопросами, искать на них ответы во вспомогательных источниках, в диалоге с другими людьми, в том числе авторами и критиками, создавать собственные тексты на основе прочитанного. Коммуникативный потенциал интегрированных уроков русского языка и литературы несколько выше, чем обычных уроков, поскольку прежде всего такие уроки акцентируют внимание школьников на теснейшей взаимосвязи языка и речи, создают особые условия для изучения родного языка и отечественной литературы, способствуют формированию языковой личности каждого учащегося.
Формирование коммуникативной компетентности на интегрированных уроках.
Презентация представляет опыт работы учителя согласно технологии учебного диалога, которая позволяет продуктивно формировать у школьников коммуникативные компетенции. В качестве примера приводится материал интегрированного урока «МХК и литературы в 11 классе «Образ незнакомки в мировой культуре», а также комментарии к уроку: формы организации деятельности школьников на разных этапах урока (коммуникативные УУД).
Комплекс диалоговых методов и приемов в технологии учебного диалога
В статье представлен комплекс диалоговых методов и приемов, позволяющих эффективно организовать учебный диалог и, в конечном итоге, сформировать единое коммуникативное пространство обучающей системы. Данные материалы могут быть интересны учителям, осваивающим основы деятельностного подхода к обучению (в контексте ФГОС).