30 марта 2021 года на платформе ZOOM состоялся городской круглый стол по теме «Развитие детского самоуправления как фактора реализации субъектной позиции ребёнка». В нём приняли участие 48 заместителей директора по ВР, педагогов-организаторов, социальных педагогов и классных руководителей.
Цель проведения круглого стола: представить разные формы детского самоуправления и наметить пути его дальнейшего совершенствования в муниципальной системе образования.
Задачи:
1. Представить опыт работы образовательных учреждений (средних школ № 13 и 84) по организации детского самоуправления.
2. Выяснить, насколько в детском самоуправлении образовательных учреждений реализуется субъектная позиция ребёнка (по результатам самодиагностики).
3. Наметить пути дальнейшего развития детского самоуправления, как фактора реализации субъектной позиции ребёнка.
Модератором круглого стола была Молчанова Мария Геннадьевна, заместитель директора по УВР МОУДО Дом творчества Красноперекопского района, руководитель координационного совета Красноперекопского района.
Рожков Михаил Иосифович, профессор кафедры педагогических технологий, консультант Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, задавал вопросы участникам и обозначал векторы дальнейшего развития детского самоуправления.
На круглом столе были заслушаны следующие выступления:
1. «Ученическое самоуправление как форма взаимодействия педагогов и обучающихся», Аграшин Анатолий Владимирович, педагог-организатор средней школы № 84. Презентация
2. «Социально-педагогический класс как среда для развития ученического самоуправления в школе», Иванова Светлана Андреевна, заместитель директора по ВР средней школы № 13.
3. «Развитие детского самоуправления как фактора реализации субъектной позиции ребёнка», Рожков Михаил Иосифович, профессор кафедры педагогических технологий, консультант Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.
При подведении итогов круглого стола состоялось оглашение его резолюции. Резолюция круглого стола по теме «Развитие детского самоуправления как фактора реализации субъектной позиции ребёнка»
Учитывая важность детского самоуправления в ОУ как фактора развития субъектной позиции учащихся, участники круглого стола решили в дальнейшем создавать условия для его успешного функционирования. Для этого в своей работе обратить внимание на следующие положения:
1. Целесообразно, чтобы самоуправление отражало интересы детей и способствовало формированию мотива группового действия.
2. Педагогическое сопровождение детского самоуправления должно обеспечивать включенность каждого ребенка в принятие и реализацию значимых для него групповых целей.
3. В процессе развития самоуправления должны реализоваться три важнейшие функции: самоактивизация, организационное саморегулирование и коллективный самоконтроль.
4. Необходимо постоянно расширять сферы действия детского самоуправления с учетом актуальных интересов и потребностей детей.
5. Важно создавать ситуации выбора, чтобы учащиеся самостоятельно определяли проблему и пути её решения.
6. Ученическое самоуправление должно функционировать на всех уровнях образования (начальном, основном, среднем).
7. Педагогическое сопровождение развития детского самоуправления должно учитывать нормативно-правовые отношения детей и взрослых, характер их взаимодействия.
8. Для эффективного педагогического сопровождения важно учитывать потенциал сетевого взаимодействия.
9. Важно использовать возможности социального партнерства для развития сферы значимой для детей деятельности.
10. Необходимо предусмотреть в педагогической практике создание системы педагогического стимулирования детского лидерства и подготовки лидеров-организаторов.
11. В дополнительные профессиональные программы вносить темы, касающиеся сопровождения детского самоуправления в ОУ.
Участники отметили важность развития детского самоуправления, актуальность представленного опыта образовательных учреждений и приняли резолюцию городского круглого стола.
Методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н.