26 августа 2020 года состоялся всероссийский семинар «Программа воспитания: новые возможности и возможные риски», который проводили специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». От Ярославской области в семинаре приняли участие 7 человек. Они работали в дистанционном режиме на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО.

На семинаре выступил Михеев И.А., директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации. Он сказал, что новую примерную программу воспитания, которую была принята 2 июня 2020 года, разрабатывали 8 человек. Она много раз корректировалась, всего было около пяти её версий. Изменения в содержание программы могут вноситься и дальше. Обязательной для реализации программа воспитания ОУ, написанная по новым требованиям, станет с 1 сентября 2021 года. Примерная программа уже адаптирована под новые федеральные образовательные стандарты. Сейчас разрабатывается федеральный проект «Патриотическое воспитание», который станет частью нацпроекта «Образование». В каждой школе будут введены штатные единицы для реализации проекта. Игорь Анатольевич обратил внимание всех участников, что новые программы воспитания должны разрабатываться с привлечением учащихся и представителей родительского сообщества.

Селиванова Н.Л., главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития воспитания», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, рассказала о проекте «Апробация и внедрение примерной программы воспитания», состоящем из нескольких этапов. Всего разработчики программы провели 8 очных и он-лайн семинаров. Наталья Леонидовна подчеркнула, что программа не разрабатывается каждый год, но в неё вносятся изменения. В программе нет прежних направлений воспитания. Идя с детьми в поход, педагог решает множество задач, среди которых гражданское, патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное, трудовое воспитание.

Селиванова Н.Л. отметила возможные риски разработки программы:

- рассматривать программу как инструмент воспитания;
- расширять программу до бесконечности, включать модули, не отражающие реальную работу в образовательной организации;
- разрабатывать программу только классными руководителями, администрацией школы;
- не разъяснять программу в педагогическом коллективе, а давать ее как готовый документ;
- делать из программы тайну для родителей;
- измерять уровень воспитанности;
- проверять программу управляющими органами системы образования на соответствие Примерной программе воспитания.

П.В. Степанов, руководитель отдела ФГБНУ «Институт стратегии развития воспитания», доктор педагогических наук, рассказал, как из примерной программы создать рабочую программу. Он подчеркнул, что сама по себе программа не воспитывает, а воспитывает конкретный педагог своими действиями, отношениями. К воспитанию невозможно принудить, это приведёт к бюрократизации и формализации этого процесса.

Принятие управленческих решений в сфере воспитания должно исходить из понимания:

- что главный фактор желаемых изменений в сфере воспитания – это мотивация педагога,
- воспитание – нетехнологично, его результаты носят вероятностный характер,
- главный принцип управления – это доверие и эмоциональная поддержка.

Павел Валентинович озвучил цели написания программы: помочь педагогу увидеть потенциал совместной с детьми деятельности, помочь школьным коллективам реализовать задачи воспитания. Он обратил внимание на разделы программы (в отличие от прежней программы их всего 4), описал её особенности. Программа состоит из инвариантных и вариативных модулей. Если в образовательном учреждении ведётся работа, которая не описана в примерной программе, значит надо добавить свои модули. Если педагогические коллективы хотят развить деятельность, являющейся для них новой, то они могут заимствовать идеи из примерной программы, а также воспользоваться модулями школ, участников апробации.

На семинаре выступили федеральные эксперты, которые предостерегли педагогов от включения в программу большого количества ключевых дел. Лучше подготовить меньше совместных коллективных творческих дел, но по всем канонам гуманистической педагогики.

Особое внимание эксперты уделили модулю «Внеурочная деятельность». Во внеурочной деятельности – главное создать сообщество детей и взрослых, объединённых общей идеей, ценностными ориентациями и интересами.

В.В. Круглов, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, кандидат педагогических наук, доцент рассказал о принципах самоанализа:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Круглов В.В. в своём выступлении описал предметы самоанализа воспитательной работы педагогами.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с презентациями выступающих на совещании разработчиков программы.

Программа воспитания - мифы и риски внедрения
Программа воспитания новые возможности и возможные риски
Программа воспитания от примерной к рабочим
Проект Апробация и внедрение примерной программы воспитания

Методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н.

Фотоальбом

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter