На базе школы № 18 состоялся городской семинар «Воспитание историей». Его организатором выступил Городской центр развития образования и Средняя школа № 18.

В мероприятии приняли участие учителя истории, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе муниципальной системы образования. На семинаре была затронута проблема воспитания детей в современных условиях. Встреча прошла в живой и дружеской беседе. Были обсуждены первые итоги реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Участники семинара отметили основные трудности, с которыми они сталкиваются в процессе реализации курса «Разговоры о важном», а также внесли предложения по повышению эффективности работы:

  • необходимо на уровне города создать методический ресурс в помощь учителям;
  • наладить взаимодействие классных руководителей и учителей истории как внутри школы, так и на уровне города;
  • продумать тематику курса для разных возрастных категорий.

По окончании семинара участники отметили важность таких встреч.

Фотографии в группе ВКонтакте

27 сентября 2022 года в МОУ «ГЦРО» состоялся городской круглый стол по теме «Развитие школьных сообществ через эффективные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования в ОУ». Участники мероприятия: заместители директора по ВР, классные руководители, педагоги-организаторы, старшеклассники. Всего – 57 человек. Модератор круглого стола: Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО».

Цель: обсудить опыт работы ОУ города по развитию детско-взрослых сообществ, наметить дальнейшие пути развития внеурочной деятельности обучающихся через совершенствование школьных сообществ. Во время круглого стола был представлен эффективный опыт развития детско-взрослых сообществ 8 образовательных учреждений: СШ № 3, 10, 12, 18, 25, 76, 90, 99. Выступающие раскрыли направления, формы и содержание деятельности: формирование навыков self-skills, проектная деятельность, образовательные события, экологические акции, школьное телевидение, отряды «Лидер» профильных лагерей. Выступление Байбородовой Л.В. активизировало аудиторию, побудило участников стола к продуктивному поиску смыслов собственной деятельности. Всем выступающим были вручены сборники «Материалы городского круглого стола «Развитие школьных сообществ через эффективные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования в ОУ».

31 мая 2022 года в Городском центре развития образования состоялся городской круглый стол «Внесение изменений в рабочую программу воспитания согласно требованиям ФГОС». В его работе принимали участие 20 человек: Бушная О.В., директор МОУ «ГЦРО», Лаврентьева И.В., заместитель директора МОУ «ГЦРО», Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО», Чиркун О.В., руководитель Центра воспитания и социализации ГОУ ДПО ЯО ИРО, заместители директора по ВР образовательных организаций.

Были обсуждены количество рабочих программа воспитания в ОУ, их структура и содержательное наполнение. Чиркун О.В. рассказала о методических ресурсах сайта ГОУ ДПО ЯО ИРО: конструкторе рабочих программ, материалах семинаров и вебинаров. Она отметила, что в скором времени будет разработана единая федеральная оценка качества образования. Ольга Владимировна напомнила, что в настоящее время реализуется программа развития воспитания в Ярославской области на 2021–2025 годы. В заключении она дала анонс образовательных событий по проектированию рабочих программ воспитания на июнь 2022 года.

Фотографии в группе ВКонтакте

С 18 по 21 апреля 2022 года прошла I Международная Ассамблея Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха». На ней рассматривались следующие вопросы:

  • школьная (не)успешность или трудности в обучении: проблема определения сущности и границ явления;
  • традиционные и инновационные подходы к интерпретации сложностей в школьном обучении;
  • способы прогнозирования и оценки трудностей школьников в обучении;
  • качественные и количественные индикаторы трудностей школьников в обучении;
  • развитие гибких навыков в процессе школьного обучения: теория и практика;
  • школьная (не)успешность и «новые грамотности» школьника;
  • образовательные индивидуальные траектории развития школьников;
  • мотивация школьников к учению: внутренние и внешние факторы.

В научном центре РАО при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в четвертый день Ассамблеи состоялась международная конференция «Психология будущего: от традиции к инновациям» в заочном формате с участием представителей России, Узбекистана, Белоруссии, Приднестровья. От Российской Федерации участвовали исследователи из 11 городов. Все доклады прошли заочный этап отбора экспертным советом. Город Ярославль вместе с другими участниками представляла Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО». Она выступила с докладом «Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников», заострив внимание участников на существующих противоречиях в организации внеурочной деятельности детей, проблемах и методах исследований на уровне начального общего образования.

В докладе были показаны результаты исследований развития познавательных интересов обучающихся, проведённых в ярославской школе. Было доказано, что динамика уровня учебно-познавательного интереса была выше в экспериментальных группах внеурочной деятельности детей, где использовался субъектно-ориентированный подход в проектировании программы курса, организации и проведении занятий.

В рефлексии выступающие и слушатели международной конференции отметили разнообразие и важность обсуждаемых тем, а также практическую ориентированность исследований содержания и форм организации образовательного процесса.

3-4 марта 2022 года в Ярославском государственном педагогическом университете состоялась 76-я Международная научная конференция «Чтения Ушинского». Два дня учёные, методисты и педагоги обсуждали важнейшие вопросы развития образования.

4 марта в Институте педагогики и психологии на факультете социального управления прошла секция «Развитие школьных воспитательных систем». На ней выступали представители муниципальной системы образования:

  • Каймакова С.Ю., заместитель директора по ВР СШ № 3, по теме «Проактивное мобилизационное поведение педагога как основной ресурс развития воспитательной системы школы (опыт инновационной деятельности в региональной программе по развитию личностного потенциала)»,
  • Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО», по теме «Проектирование программы курса внеурочной деятельности обучающихся с учетом субъектно-ориентированного подхода»,
  • Капшай Д.С., заместитель директора по УВР СШ № 52, по теме «Реализация программы «Я – наставник» в школе с целью полного раскрытия потенциала личности ребенка»,
  • Кольцов М. Г., учитель истории СШ № 90, по теме «Опыт управления воспитательной системой класса (на основе анализа опыта работы классного руководителя 7 класса средней школы № 90 города Ярославля)».

Ежегодно чтения Ушинского создают благоприятные условия для повышения собственной компетентности как научных сотрудников, так и педагогов, а также помогают выстроить и укрепить взаимосвязи между участниками образовательного процесса ВУЗа и школы.

      

25 января 2022 года в день Российского студенчества для слушателей КПК «Духовно-нравственное воспитание личности как целевой ориентир современного образования» (руководитель методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н.) состоялся вебинар «Духовно-нравственное воспитание в школе: из опыта работы МОУ СШ поселка Ярославка ЯМР».

Средняя школа поселка Ярославка является комплексом, где воспитываются и обучаются 339 детей от 1,5 до 18 лет. Команда педагогов во главе с директором, кандидатом педагогических наук Петрушовой Н.А. представила ярославским коллегам систему духовно-нравственного воспитания своего образовательного учреждения.

Победитель регионального конкурса «Воспитать человека», классный руководитель, учитель английского языка Голова М.С. рассказала о волонтерском отряде, в рамках деятельности которого проводятся классные часы и культурно-просветительские мероприятия для младших школьников. Ребята стараются создавать и поддерживать инклюзивное пространство в районе своим общением, добрым отношением, изготовлением нужных и полезных вещей вызвать положительные эмоции у детей-инвалидов, пожилых людей, всех тех, кто в этом нуждается.

Педагоги школы представили работу РДШ в ОУ. Члены общественного движения занимаются культурно-просветительской деятельностью, участвуют в профильных лагерях, фестивалях. Большое место в школе отводится патриотическому воспитанию. Развивается «Юнармия», где занимаются учащиеся с 5 по 11 класс. Создан военно-патриотический клуб, члены которого участвуют в военно-патриотической игре «Победа», в военно-патриотических сборах. Каждый год юнармейцы в день Победы проходят торжественным маршем по Советской площади Ярославля.

Центральное место в школе занимает экологическое воспитание, развитие которого идет по 5 направлениям: научно-познавательному, нравственному, правовому, практическому и эстетическому. На уровне начального общего образования дети занимаются по ДООП «Экознайка». В школе прекрасная ухоженная пришкольная территория с плодово-ягодным и овощным отделами. Цветники создаются по эскизам детей. В учреждении есть живой уголок.

Одними из главных субъектов воспитательного процесса являются родители. Классный руководитель, учитель начальных классов Филиппова Е.А. рассказала о клубе семейного чтения, где родители делятся опытом совместного чтения, участвуют в изданиях литературного альманаха.

Разнообразный и богатый опыт МОУ СШ поселка Ярославка ЯМР по духовно-нравственному воспитанию оказался востребованным для классных руководителей города Ярославля. Это занятие стало подводящим к заключительному занятию, которое состоится уже 27 января 2022 года.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

В соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации на 2021–2022 годы в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (далее — Институт) проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 году. Это связано с существенным изменением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации: принятием дополнений в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020-2021 годах, утверждением новых ФГОС начального общего и основного общего образования в 2021 году.

Во время региональных совещаний, проведённых в августе 2021 года, от участников поступило большое количество предложений и комментариев по доработке примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Наиболее значительные корректировки внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров и направлений воспитания детей в общеобразовательных организациях.

На сайте Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования находится проект обновленной рабочей программы, материалы совещаний в регионах. Городской центр развития образования рекомендует ознакомиться с материалами сайта Института и оставить свои предложения по доработке примерной программы воспитания.

Ссылка на материалы

30 ноября 2021 года состоялся городской семинар-практикум «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание обучающихся: из опыта работы образовательных учреждений города Ярославля». В нем приняли участие 54 человека. Ведущей семинара была Воскресенская Г.В., руководитель ММО заместителей директора по ВР Кировского и Ленинского районов.

На семинаре были представлены эффективные педагогические практики в области гражданского воспитания детей и молодёжи, обобщен опыт работы 5 образовательных учреждений города Ярославля. Обсуждены выступления следующих участников:

  • «Комплексная программа внеурочной деятельности обучающихся «Правовая грамотность», Альмакаева О.Л., социальный педагог муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка»»;
  • «Гражданско-правовое воспитание обучающихся в средней школе № 25», Клочкова А.М., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25 имени Александра Сивагина»;
  • «Деятельность поискового отряда в контексте гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения», Павлова Л.Ю., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 27» (презентация);
  • «Волонтеры Победы», Фокина М., региональный руководитель движения Волонтеры Победы;
  • «Развитие кадетского движения в г. Ярославле как эффективной формы патриотического воспитания обучающихся», Тиунчик О.В., заместитель директора ДМЦ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова;
  • «Современные формы и методы патриотического воспитания», Воскресенская Г.В., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка».

Участникам были показаны фрагменты исследований с детьми, видеофильмов городских конкурсов и уроков Мужества. Педагоги получили практические советы как в современных условиях и с помощью каких форм и методов выстраивать эффективное взаимодействие с детьми. Цикл открытых методических объединений по актуальным вопросам воспитания будет продолжен.

Методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н.

    

25 октября 2021 года в режиме ВКС состоялся межрегиональный педсовет по теме «Основы государственной политики в области воспитания». Целью его проведения было формирование у педагогического сообщества представления о непрерывном обновленном воспитательном процессе на всех уровнях образования. Во время работы было около 150 подключений.

На секции «Рабочая программа воспитания: от проекта до внедрения» выступала методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н. Она рассказала о методическом сопровождении проектирования рабочих программ воспитания в общеобразовательных учреждениях города, подробно осветила обновление содержания методической работы с классными руководителями.

На секции был широко представлен опыт города Ярославля. Разнообразные аспекты рабочих программ воспитания представляли команды средних школ № 13, 26, 60. В работе межрегионального педсовета принимали участие методические службы Владимирской и Ивановской областей.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте