Каникулы – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это выбор ребёнка, наполненный яркими впечатлениями и только хорошим настроением.

18 января 2023 г. на базе СШ № 37 прошёл городской семинар «Полезные каникулы – территория возможностей», в котором приняли участие 52 человека. Опытом организации лагерей для разных категорий детей поделились педагоги СШ № 9, 25, 37, 43, 49 и Провинциального колледжа.

В каждом учреждении лагерь – это особая программа для детей средней и старшей школы, сочетающая в себе, тренинги, деловые игры, интеллектуальные марафоны, отдых, спорт, встречи с интересными людьми и творческими коллективами. Именно здесь у педагогов возникает возможность для реализации интереснейших авторских методик и образовательных проектов, создаются особые условия для эффективного самоопределения школьников, обеспечивающего их успешную образовательную, профессиональную и социальную карьеру.

СШ № 37 представила свою программу проведения школьного лагеря «Умные каникулы», где для ребенка создается уникальная социокультурная среда, в которой ребенок получает старт для дальнейшего развития и образования.

Педагоги СШ № 49 и Провинциального колледжа поделились опытом проведения загородных лагерей. Педагоги СШ № 43 рассказали о проведении медиа каникул. В CШ № 25 создаются особые условия и возможности для ребенка с ОВЗ. Об опыте работы с учащимися 9-х классов рассказали участники семинара из СШ № 9.

Семинар прошёл на одном дыхании, люди задавали вопросы и получали на них нестандартные ответы. Все участники выразили большую заинтересованность в обсуждаемых вопросах, приобрели много идей для реализации в своих образовательных учреждениях.

Фотографии в группе ВКонтакте

На базе СШ № 90 прошли 2 встречи участников муниципального ресурсного центра " Лаборатория воспитания". Команды познакомились с традициями образовательного учреждения, особенностями подготовки к главному событию года —​ Дню рождения школы. На первой встрече Куприянова Н.Н., директор ОУ,​ представила опыт работы по теме «Создание педагогических условий для развития субъектности обучающихся в средней школе» Она показала​ уникальный толковый словарь важных слов СШ № 90.

В фойе гости познакомились с выставкой детских работ «Пчёлка-именинница», фотопроектом «Просто​ класс!». Творческие группы детей и педагогов подготовили совместные ​ дела​ во всех параллелях ОУ: праздничные кренолики «Что такое школа», игру-вертушку «Всё о пчёлах», проектные игры​ «Гиподинамии нет!», «Старт в будущее!» и другие.

На второй встрече научный консультант МРЦ Рожков М.И.,​ профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, доктор педагогических наук, подчеркнул, что взаимодействие педагога и ребёнка должно быть эмпатийным. Субъектная позиция проявляется в самореализации человека, понимании себя и знании​ своего потенциала. Для формирования субъектной позиции детям необходимо преодолевать трудности.

Административная команда представила этапы подготовки в Дню рождения школы. Конкурс лонгридов, проект «Идеальный урок для ученика» очень заинтересовали участников встречи. Благодарим команду СШ № 90 за содержательную​ презентацию​ ​ своего опыта и тёплый приём!

Фотографии в ВКонтакте

22 декабря 2022 года в Музее истории города им. В.Г. Извекова по инициативе МОУ «ГЦРО» состоялся городской семинар «Партнерство музея истории города и образовательных учреждений как ресурс развития муниципального воспитательного пространства».

Цель семинара: методическое сопровождение педагогов по развитию краеведческих исследований в ОУ.

Козлова С.Ю., ученый секретарь Музея, кандидат исторических наук, рассказала о возможностях обучающихся по проектно-исследовательской деятельности в Музее истории города Ярославля имени В.Г. Извекова.
Музейный сотрудник может помочь сформулировать тему исследования, дать рекомендации по использованию источников и литературы, предоставить материалы из коллекции музея в виде списка предметов с их кратким описанием. Светлана Юрьевна рассказала о новых формах работы музея с детьми разного возраста. Она представила Государственный каталог Музейного фонда РФ.

Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО», учитель СШ № 21 обратила внимание на один из последних нормативных документов — Указ президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года. Ирина Николаевна также поделилась личным опытом работы по организации проектной краеведческой и просветительской деятельности с обучающимися начальных классов с учётом субъектно-ориентированного подхода. Андрианова И.Т., руководитель музея СШ № 21, рассказала о последних событиях в жизни музея — встрече достоеведов.

Педагоги посетили интерактивную выставку «Настольная игра в ярославское детство». Рефлексия показала, что педагоги с большим интересом и удовлетворением работали на городском семинаре.

Фотографии в группе ВКонтакте

26 октября 2022 г. в ЯГПУ имени К.Д. Ушинского прошло торжественное награждение победителей и призеров Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества». В конкурсе приняли участие 60 образовательных организаций из Ярославской, Московской и Самарской области, г. Севастополя, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, г. Иваново.

Организаторы: ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, Ярославская митрополия, департамент образования Ярославской области.

Участники: обучающиеся общеобразовательных, воскресных школ, студенты, преподаватели.

Честь открытия церемонии была предоставлена учащимся 3 класса средней школы N 80, которые с благоговением исполнили оду великому благоверному Ф.Ф. Ушакову. Ребята стали победителями фестиваля-конкурса в своей номинации. Награды получили также ученики СШ N 72.

Фестиваль-конкурс зародился на родине К. Минина и Д. Пожарского. Хочется надеяться, что на следующий год богатая талантами Ярославская земля будет представлена на этом значимом мероприятии!

Фотографии в группе ВКонтакте

18 октября 2022 г. в средней школе № 66 состоялся семинар «Кто мы? Какие мы? Подготовка школьников к профессиональному самоопределению» для участников МРЦ «Лаборатория воспитания». В семинаре принял участие доктор педагогических наук, почётный профессор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Рожков М.И.

Команда школы представила систему сопровождения профессионального самоопределения учащихся. Психолог школы Стрелова А.И. рассказала о ранней профориентации через занятия внеурочной деятельности с участием социальных партнёров. В учреждении работают классы военно-патриотической направленности, которые взаимодействуют со специалистами из учреждений культуры, дополнительного образования и СПО.

Команда школы представила работу профориентационных лагерей «Будущий Я» и «На пути к успеху». Педагоги представили возможности интернет-платформы «Билет в будущее». Мониторинг мотивации учащихся 8–11 классов, проведённый в прошлом году, показал, что её уровень вырос.

МОУ «ГЦРО» выражает благодарность команде средней школы № 66 за предоставленный опыт.

Фотографии в группе ВКонтакте

На базе школы № 18 состоялся городской семинар «Воспитание историей». Его организатором выступил Городской центр развития образования и Средняя школа № 18.

В мероприятии приняли участие учителя истории, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе муниципальной системы образования. На семинаре была затронута проблема воспитания детей в современных условиях. Встреча прошла в живой и дружеской беседе. Были обсуждены первые итоги реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Участники семинара отметили основные трудности, с которыми они сталкиваются в процессе реализации курса «Разговоры о важном», а также внесли предложения по повышению эффективности работы:

  • необходимо на уровне города создать методический ресурс в помощь учителям;
  • наладить взаимодействие классных руководителей и учителей истории как внутри школы, так и на уровне города;
  • продумать тематику курса для разных возрастных категорий.

По окончании семинара участники отметили важность таких встреч.

Фотографии в группе ВКонтакте

27 сентября 2022 года в МОУ «ГЦРО» состоялся городской круглый стол по теме «Развитие школьных сообществ через эффективные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования в ОУ». Участники мероприятия: заместители директора по ВР, классные руководители, педагоги-организаторы, старшеклассники. Всего – 57 человек. Модератор круглого стола: Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО».

Цель: обсудить опыт работы ОУ города по развитию детско-взрослых сообществ, наметить дальнейшие пути развития внеурочной деятельности обучающихся через совершенствование школьных сообществ. Во время круглого стола был представлен эффективный опыт развития детско-взрослых сообществ 8 образовательных учреждений: СШ № 3, 10, 12, 18, 25, 76, 90, 99. Выступающие раскрыли направления, формы и содержание деятельности: формирование навыков self-skills, проектная деятельность, образовательные события, экологические акции, школьное телевидение, отряды «Лидер» профильных лагерей. Выступление Байбородовой Л.В. активизировало аудиторию, побудило участников стола к продуктивному поиску смыслов собственной деятельности. Всем выступающим были вручены сборники «Материалы городского круглого стола «Развитие школьных сообществ через эффективные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования в ОУ».

31 мая 2022 года в Городском центре развития образования состоялся городской круглый стол «Внесение изменений в рабочую программу воспитания согласно требованиям ФГОС». В его работе принимали участие 20 человек: Бушная О.В., директор МОУ «ГЦРО», Лаврентьева И.В., заместитель директора МОУ «ГЦРО», Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО», Чиркун О.В., руководитель Центра воспитания и социализации ГОУ ДПО ЯО ИРО, заместители директора по ВР образовательных организаций.

Были обсуждены количество рабочих программа воспитания в ОУ, их структура и содержательное наполнение. Чиркун О.В. рассказала о методических ресурсах сайта ГОУ ДПО ЯО ИРО: конструкторе рабочих программ, материалах семинаров и вебинаров. Она отметила, что в скором времени будет разработана единая федеральная оценка качества образования. Ольга Владимировна напомнила, что в настоящее время реализуется программа развития воспитания в Ярославской области на 2021–2025 годы. В заключении она дала анонс образовательных событий по проектированию рабочих программ воспитания на июнь 2022 года.

Фотографии в группе ВКонтакте

С 18 по 21 апреля 2022 года прошла I Международная Ассамблея Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха». На ней рассматривались следующие вопросы:

  • школьная (не)успешность или трудности в обучении: проблема определения сущности и границ явления;
  • традиционные и инновационные подходы к интерпретации сложностей в школьном обучении;
  • способы прогнозирования и оценки трудностей школьников в обучении;
  • качественные и количественные индикаторы трудностей школьников в обучении;
  • развитие гибких навыков в процессе школьного обучения: теория и практика;
  • школьная (не)успешность и «новые грамотности» школьника;
  • образовательные индивидуальные траектории развития школьников;
  • мотивация школьников к учению: внутренние и внешние факторы.

В научном центре РАО при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в четвертый день Ассамблеи состоялась международная конференция «Психология будущего: от традиции к инновациям» в заочном формате с участием представителей России, Узбекистана, Белоруссии, Приднестровья. От Российской Федерации участвовали исследователи из 11 городов. Все доклады прошли заочный этап отбора экспертным советом. Город Ярославль вместе с другими участниками представляла Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО». Она выступила с докладом «Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников», заострив внимание участников на существующих противоречиях в организации внеурочной деятельности детей, проблемах и методах исследований на уровне начального общего образования.

В докладе были показаны результаты исследований развития познавательных интересов обучающихся, проведённых в ярославской школе. Было доказано, что динамика уровня учебно-познавательного интереса была выше в экспериментальных группах внеурочной деятельности детей, где использовался субъектно-ориентированный подход в проектировании программы курса, организации и проведении занятий.

В рефлексии выступающие и слушатели международной конференции отметили разнообразие и важность обсуждаемых тем, а также практическую ориентированность исследований содержания и форм организации образовательного процесса.