Естественно-научная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов формирования данных компетентностей является метод проектов, который ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

О том, как достичь сформированности естественно-научной грамотности и метапредметных результатов образования, предусмотренных ФГОС ООО, шел разговор на заседании методических объединений учителей физики города «Проектная деятельность как средство формирования естественно-научной грамотности» (презентация 1).

Теоретические основы метода проектов и его взаимосвязь с ЕНГ осветили руководители МО, а практическое использование его показали учителя Дощатова Е.В., СШ № 37 , (презентация 2) и Шамаева Е.С., СШ № 43 (презентация 3, документ 3).

Фотоальбом

Высокий уровень требований реализации обновленных ФГОС основного общего образования к содержанию и кадровому обеспечению образовательных программ приводит к необходимости методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения и профессиональные дефициты. Одной из мер поддержки является знакомство педагогов с опытом коллег. С этой целью Городским центром развития образования с 25 по 27 января проведена Панорама педагогического опыта для учителей физики по теме «Новые тенденции в преподавании астрономии и физики. Профессиональная готовность учителя к реализации требований обновленного ФГОС ООО» (презентация).

Темы выступлений и мастер-классов соответствуют актуальным направлениям развития системы образования. Это и формирование функциональной грамотности обучающихся («Формирование креативного мышления на уроках физики». Сигова Г.П., учитель физики СШ № 30; открытый бинарный урок «Моя физическая квартира». Булычева И.В., Лапотникова В.А., СШ № 4; «Технология смыслового чтения на уроках физики в условиях реализации ФГОС». Башкова О.В., заместитель директора по УВР СШ № 18), и подготовка обучающихся к ГИА («Подготовка учащихся к итоговой аттестации методом решения ключевых задач». Буданова В.Г., учитель физики СШ № 90; «Подготовка учащихся к выполнению экспериментального задания на ОГЭ». Каменовская Е.В., учитель физики СШ № 12), и использование верифицированного цифрового контента («Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики и внеурочной деятельности». Мельникова М.Ю., заместитель директора по УВР СШ № 76). Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников. Фокина Т.Н., учитель физики МОУ «Средняя школа № 59.

В Панораме приняли участие 25 педагогов МСО г. Ярославля и представители высшей школы. Мероприятие получило высокую оценку присутствующих.

Фотографии в группе ВКонтакте

О проведении городской Панорамы педагогического опыта. Приказ МОУ "ГЦРО" от 09.01.2023 № 01-08/02

План работы городского методического объединения учителей физики г. Ярославля

Методическая тема на 2022/2023 уч.г.: Актуальные вопросы образования как ориентир в работе педагога

Цель деятельности межрайонного методического объединения учителей физики в 2022/2023уч.г: развитие профессиональной компетентности учителей физики в вопросах подготовки к реализации обновленного ФГОС, формирования функциональной грамотности и подготовки к ВПР, ГИА как основы повышения качества образования.

Протокол заседания межшкольного методического объединения учителей физики г. Ярославля от 4 от 26.04.2023
Протокол заседания методического объединения учителей физики г. Ярославля от 15.02.2023 № 3
Протокол заседания методического объединения учителей физики Фрунзенского района от 21.12.2022 № 2
Протокол заседания методического объединения учителей физики Кировского и Ленинского районов от 12.10.2022 № 1

Протокол заседания методического объединения учителей физики Красноперекопского района от 18.05.2022 № 4
Протокол заседания методического объединения учителей физики Дзержинского района от 13.04.2022 № 3
Протокол заседания методического объединения учителей физики Фрунзенского района № 2 от 15.12.2021
Протокол заседания межшкольного методического объединения учителей физики Заволжского района № 1 от 15.09.2021

Протокол заседания городского методического объединения учителей физики № 4 от 24.03.2021
Протокол заседания городского методического объединения учителей физики № 3 от 24.02.2021
Протокол заседания городского методического объединения учителей физики № 2 от 02.12.2020
Протокол заседания городского методического объединения учителей физики № 1 от 23.09.2020

Методическая тема на 2021/2022 уч.г.: Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества образования

Цель деятельности межрайонного методического объединения учителей физики в 2021/2022 уч.г: развитие профессиональной компетентности учителей физики в вопросах обновленного ФГОС, формирования функциональной грамотности и подготовки к мониторингам как основы повышения качества образования.

Задачи ГМО:

  • ознакомление педагогов с нормативно-правовой, методической и профессиональной информацией по актуальным вопросам образования и обновленного ФГОС,
  • создание условий для совершенствования компетентности учителей физики в вопросах формирования функциональной грамотности, реализации деятельностного подхода,
  • организация обобщения и распространения положительного педагогического опыта в вопросах подготовки обучающихся к ГИА, ВПР и международным исследованиям, внедрения в практику работы новых приемов применения ЦОС.

План работы городского методического объединения учителей физики г. Ярославля

2 марта 2022 г. Городским центром развития образования проведен круглый стол для учителей физики по теме «Эффективные практики при подготовке к ГИА по физике». Основными выступающими стали слушатели курсов повышения квалификации «Методика обучения решению задач высокого уровня сложности в ЕГЭ по физике». Они поделились результатами своей работы за время курсовой подготовки и опытом работы с учащимися. В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы:

Педагоги обсудили и другие вопросы, вызывающие затруднения у учащихся при подготовке к ЕГЭ, и предложили приемы и техники разрешения возникающих проблем. Высокую оценку выступающим дала председатель региональной комиссии по физике Артемова Т.К., к.ф.-м.н., доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

16 февраля 2021 г. состоялась вторая встреча учителей физики в рамках Панорамы педагогического опыта. Этот день был посвящен опыту работы по формированию функциональной грамотности.

Учитель физики средней школы № 42 Бубякина А.В. поделилась опытом участия своих учеников в оценке ФГ и выстраивании дальнейшей работы на основе полученных результатов. Она показала на конкретных примерах, какие виды деятельности и задания на уроках способствуют развитию читательской, математической, естественнонаучной грамотности, критического мышления.

Второй выступающий, молодой учитель средней школы № 80 с углубленным изучением английского языка Дощатова Е.В. подготовила мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности при подготовке учащихся к конкурсам». Она рассказала, какие компетенции и гибкие навыки формируются у учеников в процессе работы с реальным оборудованием по электротехнике как при подготовке к конкурсу, так и в процессе участия в нем. Присутствующие на встрече могли сами попробовать свои силы в работе с таким оборудованием. Надеемся, что количество конкурентов на электротехнических конкурсах у учащихся школы № 80 в следующем году возрастёт!

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

9 февраля 2021 г. стартовала Панорама педагогического опыта учителей физики города Ярославля по теме «Эффективные практики повышения качества образования на уроках физики и астрономии». Презентация

Целью Панорамы является повышение качества преподавания и реализация ФГС ООО и СОО по актуальным направлениям: формирование функциональной грамотности и результативность ГИА. На первой встрече выступила учитель физики, заместитель директора по УВР средней школы № 39 Васильева Л.В. с темой «Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике». Она представила опыт организации подготовки обучающихся к ЕГЭ на уроках и дополнительных занятиях в классе универсального уровня. Презентация

Работа строится исходя из способностей и потребностей учащихся. Для этого даются разноуровневые задания для разбора и на контрольных работах, причем выбор уровня осуществляет сам ученик. На уроках в основном разбирается теоретический материал, а отработка его ведется на дополнительных занятиях, где разбираются алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности. разбор заданий высокого уровня сложности происходит на индивидуальных занятиях.

Фокина Т.Н., учитель средней школы № 59, поделилась опытом подготовки обучающихся к одному из самых сложных экспериментальному заданию ОГЭ. Ее работа ведется в двух направлениях. Это, во-первых, работа на уроках, где, начиная с 7-го класса, лабораторные работы выполняются в соответствии с требованиями и критериями на ОГЭ. А во-вторых, работа на элективных курсах с девятиклассниками, выбравшими физику как экзамен. Здесь проходит повторное выполнение работ уже из кодификатора ОГЭ на школьном оборудовании, знакомство по рисункам с приборами, входящими в комплект ГИА, работа по сетевому взаимодействию со школой-пунктом. Презентация

Учитель физики средней школы № 58 Виноградова Г.И. поделилась опытом по формированию функциональной грамотности на уроке в 9 классе по теме «Искусственные спутники Земли». Она показала, на каких этапах урока при выполнении заданий отрабатывались те или иные элементы функциональной грамотности и какие компетенции развивались (презентация).

Проведенные встречи вызвали заинтересованность присутствующих и просьбы поделиться наработанным материалом.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

О проведении городской Панорамы педагогического опыта. Приказ от 04.02.2022 № 01-08/14