28 марта в СШ № 89 в рамках Городского педагогического форума прошла конференция «Воспитание личности гражданина России: актуальный опыт». Оно стало ключевым методическим событием, завершающим Панораму педагогического опыта классных руководителей и педагогов-организаторов и открывающим форум. Конференция собрала известных учёных, специалистов из Ярославского педагогического университета, Ярославского театрального института имени Фирса Шишигина, директоров школ, заместителей директора по ВР, классных руководителей и педагогов-организаторов.
На коммуникативной (мотивационной) площадке выступил доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий М.И. Рожков. Он осветил проблемы экзистенциального выбора детей в сфере гражданской идентичности личности, который определяется личностными ценностями и смыслами. Михаил Иосифович обратил внимание собравшихся на то, что воспитать ребёнка без его желания стать лучше нельзя, поэтому методы воспитания всегда бинарны. Ценности формируются, если есть искренняя позиция педагога.
Идеи ученого продолжила классный руководитель СШ № 40, сопредседатель ЯРОО «Петропавловская слобода» Литвинова Е.А. Она представила педагогический опыт по формированию уважения к русской культуре в многонациональной школьной среде. Это происходит через программы внеурочной деятельности и ДООП «Школа русской культуры», «Русский фольклор», «Моя малая родина». Ребята в сопровождении педагогов реализовали исследовательские проекты «Лента памяти», «Семейный альбом», «История эпитафии» и другие.
Методист Ярославского городского дворца пионеров Боковая Д.А. рассказала о традициях гражданского образования в своем учреждении, важное место в которых занимают социальные проекты. Реализуя акции, педагоги идут от ребёнка, тем самым формируя у него субъктную позицию, ответственность за сделанный выбор.
Директор СШ № 16 Югина Е.В. рассказала о методах наставничества в патриотическом воспитании обучающихся. Елена Владимировна представила систему подготовки детей с помощью тренингов, case-study, упражнений и игр.
После мотивационной части участники продолжили работу на 6 практических секциях конференции, где были организованы 8 мастер-классов и 2 диалоговые площадки. В процессе деловых игр педагоги участвовали в занятиях внеурочной деятельности, составляли экскурсии, погружались в проблемы музейной и театральной педагогики. В процессе рефлексии педагоги отметили высокую теоретическую и практическую значимость конференции, свою заинтересованность полученными методическими материалами.